WHPwineryВ 1970-х годах, адвокат и винный критик по имени Роберт Паркер младший решил помочь потребителям, создав 100-балльную шкалу оценки класса вин. Сегодня такие критики-эксперты, как мистер Паркер, оказывают огромное влияние на продаваемость вин в мире.
Медали 29-ти основных винодельческих конкурсов в США считаются настолько важными, что винные заводы тратят более $ 1 млн каждый год в качестве стартовых взносов. А попадание вина в первую десятку рейтинга Роберта Паркера в среднем приравнивается к 7%-ному увеличению цены, а в верхней части разница в стоимости может быть значительно больше.
Но что, если рейтинги выставляемые винам теми или иными экспертами, и соответственно медали и места в рейтингах являются лишь частным субъективным мнением, не имеющем реальной основы? Именно этот вывод напрашивается по результату обзора двух последних статей в журнале «Винная экономика». Авторами обеих статей является один и тот же человек: Роберт Ходжсон, отставной профессор, преподававший статистику в Humboldt State University. С 1976 г. Ходжсон также был собственником Fieldbrook Winery, небольшой винокурни. В какой то момент Ходжсон начал задаваться вопросом, как вина могут выиграть золотую медаль на одном из винных конкурсов. Он решил пройти курс обучения винных судей, а также встретился с Пакиловски, главным судьей конкурса штата Калифорния «Добросовестная конкуренция вина» в Северной Америке, одним из самых старейших и престижных. Ходжсон присоединился к консультативному совету конкурса вин, а в конечном счете предложил запустить контролируемое научное исследование дегустации, проводимое таким же образом, как и в реальном мире дегустаций. Совет согласился на условии, что результаты будут держаться в секрете.
Но и помимо работ Ходжсона есть ряд научных исследований, подвергающих сомнению способность винных экспертов действительно обнаруживать тонкие нюансы винного вкуса. Например, в 1996 году в журнале «Экспериментальная психология» был опубликован результат исследования, которое показало, что даже подготовленные специалисты не могут надежно идентифицировать более трех или четырех компонентов в смеси, хотя винные критики регулярно отчитываться о шести или более уловленных их невероятными языками вкусовых ароматов.
Например, на конкурсе Silverado Vineyards резервному Каберне Совиньон 2005 ( более $ 100 за бутылку) были даны следующие характеристики: «Меловые ароматы, с последующим послевкусием мяты, сливы, табака и кожи, ароматной вишни с дымчатым акцентом дуба …». А вот как описывают то же вино дегустаторы издания «The Wine Advocate»: » ….перспективные ароматы лаванды, жареных трав, ягоды черники и черной смородины. » Ни один описанный аромат не совпал!

JUDGING
Около 20 лет назад психолог Гарвардского университета попросил группу винных экспертов ранжировать пять вин по различным характеристикам, таким как танины, сладость, фруктовость и т.д. Только у трех дегустаторов из 12-ти результаты совпали.
Еще в одном исследовании 1963 года в Университете Калифорнии в Дэвисе, исследователи тайно вносили свои вкусовые нюансы в бутылки сухих белых вин, чтобы имитировать вкус десертных вин сотерна и хереса, а затем попросили экспертов оценить сладость различных вин. Их суждения о сладости полностью отражали именно тип вина, которое они думали, что пьют.
Во Франции десять лет назад винный исследователь по имени Фредерик Броше пригласил для дегустации 57 французских винных экспертов. Он взял два одинаковых средних вин Бордо, одно было налито в дорогую бутылку от Grand Cru, другое в бутылку соответствующие менее престижному классу. 80% отдали винных гуру отдали значительное предпочтение бутылке Grand Cru, используя прилагательные, как «отлично» чаще для Grand Cru, и «несбалансированный» и «плоский» вкус для того вина, которое они считали столовым.
Но исследования Ходжсона были другого плана. В своем первом исследовании, каждый год в течение четырех лет, Ходжсон проводил наблюдение на основе винного конкурса Fair Competition Wine (Добросовестная конкуренция вина). Около 70 судей каждый год дегустировали 100 вин в течение двух дней. Он использовал слепую дегустацию. В исследовании каждое вино было представлено каждому судье три различных раза, но разлитое в разные бутылки.
Как вы уже догадываетесь, результат получился удивительным. Во-первых, «эксперты» даже не смогли понять, когда им несколько раз предлагали одно и то же вино. В среднем это замечали только около 10% судей. Рейтинги винного судейства на конкурсе обычно варьировалась в пределах ± 4 балла по стандартной шкале рейтингов. Вино с рейтингом 91 на одной дегустации часто могло быть оценено 87 или 95 баллов на следующей. У некоторых из судей разброс был еще выше.

winecomp
Г-н Ходжсон предложил членам Совета конкурса опубликовать результаты, они сначала отказались, но через год дали добро. Так статья появилась в журнале «Винная экономика». Ходжсон продолжил исследования и стал изучать и сравнивать результаты различных конкурсов. На этот раз он заметил, что вероятность того, что вино, которое завоевало золотую медаль в одном конкурсе, не выиграет ничего в других, очень высока. Если точнее, шансов у такого вина не более 9%. Чтобы проверить эту идею, мистер Ходжсон проверил данные пяти разных соревнований. Затем он сделал гистограммы количества вин, получивших золотые медали в этих соревнованиях. График был почти идентичный тому, который вы получите, если просто пять раз подбросите монету. Распределение золотых медалей и прочего достоинства оказалось совершенно случайным.
Работа Ходжсона была названа нелепостью одним винным критиком, и полный «херней» другим. Среди виноделов реакция была другой. «Я не удивлен», сказал Боб Кабрал, винодел Williams-Selyem Winery. По мнению Кабрала, винные рейтинги находятся под влиянием неконтролируемых факторов, таких как время суток, количество часов, когда в последний раз поели дегустаторы и от вкуса других вин в линейке.
Франческо Гранде, виноторговец, семья которого начала делать вино еще в 1827 году в Италии, рассказал о знакомом виноделе из калифорнийского Paso Robles, который провел свой собственный тест. Он передал одно и тоже вино в бутылках с разными этикетками на винный конкурс. Два идентичных образца были отвергнуты, с комментариями типа, «эти вина вообще непригодны для питья». Третья бутылка была награждена золотой медалью.
Все эти исследования и эксперименты наглядно показывают какой вес на самом деле имеют присуждаемые винам награды.

Евгений Лаврин

Об Авторе

Оставьте отклик

CAPTCHA *