Абсент берет свое название от латинского: artemisia absinthium (полынь горькая). Этот основной ингредиент абсента содержит вещество туйон (монотерпин), которому приписывают психотропные (галлюциногенные) свойства. Но, на самом деле, научных доказательств (экспериментально проведенных на людях) такого влияния туйона нет. Известно лишь, что в высоких дозах туйон токсичен для человека и вызывает судорожные припадки.

Использование полыни в качестве лекарства, в том числе в спиртовых настойках известно как минимум с греческих времен. В Древнем Риме полынь добавляли в вино для придания горечи. Однако само появление абсента принято относить примерно к 1792 году. Есть две основные версии. В первой, создателем считается французский врач, проживающий в Швейцарии Пьер Ординер (Ordinaire), сделавший дистиллированный напиток с добавлением настоя полыни, аниса, мяты, мелиссы, лакрицы, кориандра и других трав. Современные варианты абсента могут также содержать фенхель, аир, дягиль, ясенец белый, веронику, ромашку, петрушку.

В другом варианте легенды об абсенте, напиток создали две местных жительницы — сестры Henriod. Они называли его эликсир d’Absynthe и, как раз, его реализацией занимался Ординер. В первоначальном варианте этот эликсир содержал около 72% алкоголя и позиционировался как лекарство от множества болезней. Затем майор в отставке, предприниматель Анри Дюбье купил секретный рецепт напитка и наладил его массовое производство при помощи своего зятя (мужа дочери) Анри-Луи Перно в 1798 году. Они организовали производство абсента в городке Куве (Couvet) Швейцария. К началу 19-го века популярность абсента сильно выросла, в первую очередь во Франции и в 1805 году Анри-Луи открыл ликеро-водочный завод «Pernod Fils» во французском городе Понтарлье (Pontarlier), чтобы избежать таможенных пошлин. Через сто лет, к 1905 году, по всем регионам Франции работали уже сотни заводов по производству абсента. А общий объем производства составлял 7000000 литров в год. Успех брендов от производителя Перно (Pernod) привел к появлению множества подражателей и мошенников. По всей стране процветало подпольное производство и фальсификация с использованием сомнительных по качеству смесей. Возможно, что именно распространение этих дешевых поддельных вариантов абсента и ответственно за возникновение дурной репутации напитка, как вызывающего бред, галлюцинации и сумасшествие. В 1837 году абсент появляется в США в Новом Орлеане под фирменными названиями «Зеленый Опал» и «Млечный путь».

В 19 веке росту популярности абсента также способствовало его использование в Северной Африке во время французской кампании 1840-х годов в качестве средства для профилактики болезней и очистки воды. Александр Дюма заявил, что абсент убил больше французских солдат, чем арабы. Французские дембеля привезли с собой привычку к ежедневному употреблению травяного напитка в кафе Парижа. Здесь он стал модным алкоголем в среде буржуазии до такой степени, что время между 17:00 и 19:00 стало именоваться не иначе как «L’Heure Verte» (Зеленый час).

С середины 19-го века абсент и за пределами Франции стал ассоциироваться с богемным Парижем. Его поклонниками были набирающие популярность художники импрессионисты: Мане, Ван Гог и Пикассо. В свободное от творчества время они пили его в больших количествах. Любили абсент и многочисленные поэты: Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Гийом Аполлинер, Эрнест Доусон, автор сюрреалистических пьес Альфред Жари, писатели Эдгар По, Мопассан, Оскар Уальд и многие другие. Поль Верлен говорил, что абсент — «третий глаз поэта, он растапливает лед души». В 1859 году Эдуард Мане создал свою знаменитую картину «Любитель абсента», в 1887 году Ван Гог пишет натюрморт с графином и бокалом абсента. В 1901 -м Пабло Пикассо создает картину «Любительница абсента» (находится в Эрмитаже). В целом, производство абсента выросло настолько, что напиток стал дешевле, чем вино.

Но, в начале 20-го века наступил закат золотых абсентовых времен. Были опубликованы результаты, показывающие, что туйон является сильным нейротоксином и вызывает судороги и смерть у лабораторных животных. Исследования и их публикации активно лоббировали производители вин, которые видели в популярности абсента угрозы для продажи собственной продукции. Тем более, что вино в этот период сильно подорожало из-за эпидемии филоксеры в 1890 году, уничтожившей немалую часть виноградников.

Кульминацией негатива в отношении абсента стало убийство в 1905 году швейцарцем Жаном Ланфреем (Lanfray) своей семьи. Ланфрей застрелил жену и двух дочерей (с его слов , он сделал это по причине того, что жена отказалась почистить ему ботинки). В тот день он принял два стакана абсента, которые и были признаны виновными в его ужасающих действиях. О том, что он был завзятым алкоголиком и до этого он весь вечер пил вино, коньяк, бренди и мятный ликер, значения не придали. Шумиха, развернувшаяся в прессе, привела в 1910 году к запрету абсента в Швейцарии. Постоянные негативные отзывы в газетах и публикация романа под названием «Полынь, драма Парижа», написанного Марией Корелли, вызвала фурор в Соединенных Штатах, где абсент в основном потреблялся в «космополитических» городах, таких как Сан-Франциско, Нью-Орлеан, Чикаго и Нью-Йорк. Скандалы привели к запрету напитка в США в 1912 году. В январе 1913 года в США вышел немой фильм «Абсент», в котором еще раз было продемонстрировано, что напиток приводит к сумасшествию. Наконец, в 1915 году абсент был запрещен и в самой Франции. Но, вопреки распространенному мнению, он никогда не был запрещен в Великобритании, Испании и Португалии.
После запрета копания Pernod продолжала производить абсент в Таррагоне, Испания, однако объемы продаж были низкими, и в 1960 году производство было остановлено. Заводы других производителей продолжали работу в Испании и Португалии, но популярность напитка была крайне невысокой. Интерес к абсенту стал возрастать лишь в конце 1990-х годов, когда различные сорта абсента стали активно производиться в Чешской Республике. Причем в начале основным рынком реализации чешских абсентов была Великобритания. Самой популярной маркой был Hill’s, имевший при этом весьма посредственный вкус. Росту популярности способствовали звезды шоу-бизнеса, в частности, Джонни Депп. В Великобритании на съёмках фильма «Сонная лощина» в интервью он рассказал о том, как в компании с Хантером С. Томпсоном они весело напивались абсентом на съёмках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Позже мода на абсент получила распространение в США. Мэрилин Мэнсон утверждает, что под влиянием этого напитка написал альбомы The Golden Age of Grotesque (2003) и Eat Me, Drink Me (2007), а также начал заниматься живописью. Мэнсон выпустил собственный абсент под названием «Mansinthe» — что можно перевести как «Мэнсент».

Во Франции в 2002 году кампания Pernot возобновила производство своего фирменного абсента под маркой «La Fee» в Понтарлье для импорта в Великобританию. В самой Франции абсент по-прежнему запрещен. В настоящее время производимый абсент несколько отличается от французского напитка XIX века. Содержание туйона в нем в 4-5 раз ниже, что регламентировано общеевропейским нормами безопасности. Некоторые производители вообще отказались от полыни, сделав вместо нее главным компонентом анис. Например в марке Пасти (Pastis) в качестве основы используется звездчатый анис, а в белом Перно (Pernod Blank) — белый анис.

Оскар Уайльд : «После первого стакана вы видите вещи, какими вы хотите их видеть, после второго вы видите вещи, какими они не являются. В финале вы видите вещи, какие они есть в реальности, и это самое страшное в мире» .

Эрнест Доусон: «Виски и пиво для дураков, абсент для поэтов; абсент имеет магическую силу, он может уничтожить или обновить прошлое, и отменять или предсказывать будущее».

Вольтер: «Первый месяц брака является медовым, второй есть месяц абсента».

Эрнст Хэмингуэй: «Прошлой ночью плотно пил абсент и метал ножи. Очень успешно воткнул нож внутрь пианино…»

Дита фон Тиз, бывшая жена Мэрилин Мэнсона: «Я принесла бутылку абсента на наше первое свидание. Одну минуту мы были просто друзьями и в следующую мы были на полу… Просто удивительно, как абсент заставляет вас нарушать ваши правила».

Евгений Лаврин

Об Авторе

Оставьте отклик

CAPTCHA *